
Владимир Иванович Власов родился 15 июня 1925 г. на станции Фитингов Тамбовской губернии в многодетной семье железнодорожника. В начале 30-х годов его отца Ивана Акимовича перевели на станцию Вятские Поляны Казанской железной дороги. С тех пор вся жизнь Владимира Ивановича связана с нашим городом. В 1933 году он стал учеником 1 класса семилетней школы № 20 Казанской железной дороги имени А.М. Горького, располагавшейся тогда в здании бывшей вечерней школы для рабочих железной дороги, позже это здание стало именоваться школа-интернат, а сейчас это жилой дом, где живут семьи учителей, в том числе и моя семья.
Учился В.И. Власов хорошо на «4» и «5», о чем свидетельствует его табель об успеваемости за 7 класс. Детство было, как у всех, веселое, озорное, каждое лето пионерлагеря, спортивные занятия, тренировки, соревнования… Имел значки БГТО, ПВХО, ГСМ, Ворошиловский стрелок. Верным другом у него был Петр Ижойкин.
В 1940 году после окончания 7 класса вместе с ним и отправился Володя Власов на обучение в спецшколу ВВС № 9 в г. Казань. Там получали образование и среднее и специальное военное. Изучали авиадело, моторостроение, радиодело, метеорологию, по специальному распоряжению Ворошилова курсантов обучали даже основным бальным танцам.
В 1941 г. закончился первый год обучения. 22 июня в 5-6 часов утра курсанты отправились в летний военный лагерь № 21 под Казань. В определенном для них месте установили палатки. В 11 часов уже на месте узнали о начале войны. Следующий год до 1942 г. Володя Власов и Петр Ижойкин провели в училище. Теперь все больше изучали военную технику, а также выполняли всевозможные работы военного времени на разных объектах города.
А летом 1942 г. друзья поехали в Вятские Поляны и стали работать на сформированном на станции предприятии «Почтовый ящик — 62» Это была одна из резервных баз по запасам продовольствия, обмундирования и другого. Здесь же они и стали учиться на шофера. В декабре всех, кому исполнилось 18 лет, призвали в армию, в том числе близкого друга Петра I4жойкина, Владимир Иванович заявил в военкомате: «Берите и меня с моими друзьями». Ему было 17,5 лет.
1 января 1943 г. группу в составе примерно 20 человек направили во
2-е Ленинградское военно-пехотное училище. Оно тогда находилось в эвакуации в г. Глазове. Друзей Петра и Владимира определили в минометную роту, где необходимо было знать и уметь вести артиллерийский расчет. Изучали здесь и стрелковое, и артиллерийское, и пулеметное оружие. Там в училище к 23 февраля всем выдали погоны курсантов пехотного училища — в Красной Армии вместо петлиц были введены погоны.
В июне 1943 г. дело шло к Курскому сражению, часть курсантов отправили на фронт. Уехал и друг Владимира Ивановича, наш земляк Петр Ижойкин, который погиб в первые дни Курской битвы. С большой горечью вспоминает В.И. Власов о верном друге, хорошем человеке. Владимира Ивановича не отправили потому, что был он в училище отличником боевой и политической подготовки, а такие кадры берегли. Пришлось ему написать не менее семи рапортов, прежде чем и его отправили на фронт.
2. Днепр в судьбе Владимира Ивановича
В августе 1943 г. новую группу курсантов отправили в Курск. Там формировали маршевые роты для пополнения действующих частей. Здесь В.И. Власов близко видел командующего фронтом 1-м Украинским фронтом Н.Ф. Ватутина. Маршевые роты должны были догонять действующую армию. В начале сентября 1943 г. ставка ВГК нацелила советские войска на выполнение исключительно важной задачи — выйти на широком фронте к Днепру и форсировать эту мощную водную преграду с ходу.
18-летний Власов В.И. с маршевой ротой отправился в действующую армию к Днепру. Их везли в железнодорожном составе. Но вскоре случился мощный авианалет (немецкие самолеты постоянно контролировали пути сообщения) и состав был разгромлен. Это было первое огневое крещение В.И. Власова. Теперь до берега Днепра нужно было добираться маршем. На месте оказались где-то в конце сентября — начале октября. Там, на берегу Днепра, началась «купля-продажа» пополнения. И Владимир Иванович вместе с другом Виктором Бойковым оказались в 289-м отдельном истребительно-противотанковом артиллерийском полку (ИПТАТ) в составе Воронежского фронта (после 20 октября переименованного в 1-й Украинский фронт). После Курской битвы 289-й полк получил звание гвардейского. Определили Власова и Бойкова к «сорокапятке» – противотанковой пушке 45-миллиметрового калибра, называемой среди бойцов «Прощай, Родина», т.к. устанавливалась эта пушка впереди пехоты. Новобранцам был дан приказ:
«Форсировать Днепр». На лодках под мощным артобстрелом и авиабомбежками им удалось переправиться через Днепр. Человек семь из их группы в двадцать человек погибло.
Газета «Красная Звезда» от 8 октября 1943 г. писала: «Кто видел переправу через Днепр первых советских батальонов, тот никогда не забудет этой картины. С ней не сравнится массовая переправа войск на паромах и понтонах. Надо видеть, как ныряет в волнах маленький плотик, сколоченный из досок и бревен. А на плоту четыре бойца и пушка. Налетает девятка самолетов, бомбы поднимают огромные водяные столбы. Плотик наполовину разваливается, но продолжает двигаться по волнам. Его толкают соскользнувшие в воду бойцы, и он двигается вместе с пушкой, каким-то чудом уцелевший на двух бревнах. . . »
Широкая и глубокая река с высоким правым берегом представляла серьезную преграду для наступающих советских войск. Немцы по приказу Гитлера срочно возвели здесь оборонительные сооружения — так называемый Восточный вал, перед которым фюрер ставил задачу — любой ценой остановить Красную Армию, чтобы потом приложить все усилия для разобщения стран антигитлеровской коалиции.
Группа бойцов 289-го отдельного ИПТАТа оказалась на одном из их созданных на правом берегу — Букринском плацдарме недалеко от села Григоровка южнее Киева.
289-й гвардейский полк придали 3-ей танковой армии (командующий Рыбалко). В полк В.И. Власов с товарищами прибыл ночью. Командир полка Васильев, узнав, что Власов знаком с техникой, предложил ему стать шофером автомашины ЗИС-5. Научили управляться с этой машиной Власова еще в Вятских Полянах на «Почтовом ящике — 62». Так Владимир Иванович Власов стал водителем-красноармейцем 5 батареи 289-го полка. Наставником ему здесь стал старший товарищ, водитель со стажем Моисеев. Здесь под Григоровкой Владимир Иванович стал комсомольцем. Вскоре началось мощное контрнаступление. После мощной артподготовки продвинулись километров на пять. В обязанности рядового Власова входило перемещать противотанковое орудие. Но в ходе боев ему приходилось выполнять разное: подвозить боеприпасы, оказывать первую медицинскую помощь и увозить раненых, много раз приходилось переправляться с правого берега Днепра на левый, потом обратно и так много раз: то за канистрами с бензином, то срочное донесение передать. А это почти под постоянными обстрелами. В один из вечеров В.И. Власов по просьбе старшего товарища Моисеева отправился за ужином (обычно во время боев ели на фронте дважды: утром, пока темно, и вечером, когда уже темно). Начался жестокий артобстрел: ужин-то Владимир Иванович доставил, да только в котелках была одна густота: весь бульон от свиного супа вылился — котелки от осколков все продырявились. Пострадала от этого обстрела и машина В.И. Власова:
повредился радиатор.
А тут приказ — необходимо перебрасывать части. Свои орудия кое-как отвезли на передовую. А потом в ремонт — менять радиатор. Владимир Иванович рассказал случай, который едва не обошелся ему жизнью. После ремонта это было, на небольшом подъеме. При передвижении войск его машина неожиданно заглохла. А сзади свои танки — машина мешает продвижению танковой колонны. Офицер в ярости: «Кто сделал?» По законам военного времени это расценивалось как вредительство. Старшие товарищи вовремя уберегли его от расправы, машину вместе с орудием танком оттащили в сторону. Но вскоре напросился за руль машины В.И. Власова молодой шофер, и машину отдали ему. Так в родную пятую батарею поехал не Владимир Иванович, а другой шофер. Но на утро всю пятую батарею разбомбили, погибли и Моисеенко, и молодой шофер, раскурочены были и орудия, и машина.
Вскоре 289-й перебросили вновь на левый берег Днепра. Марш-бросок вдоль реки на север, новое форсирование Днепра, теперь уже севернее Киева. 3 ноября 1943 г. началась битва за Киев. 5 ноября части 1-го Украинского фронта (бывшего Воронежского) под командованием Н.Ф. Ватутина ворвались в Киев. 6 ноября столица Украины была полностью очищена от врага. В честь освобождения Киева в Москве был дан салют. Вклад в эту победу был и от Власова Владимира Ивановича. Здесь он получил 1-ю свою награду — Медаль «За освобождение Киева». Войска 1-го Украинского фронта продолжали наступление на запад и, отражая контрудары противника, заняли Коростень, Житомир, Фастов.
Под Житомиром, где воевал Владимир Иванович, его полк был почти полностью разбит: машины, орудия, личный состав. Так закончился этап военной службы Власова ВИ., связанный с битвой за Днепр. Но с этой полноводной рекой он встретится еще и в 1944 г, на этот раз в ее верховьях.
3. Участие В.И. Власова в освобождении Белоруссии
Вскоре остатки 289-го гвардейского полка оказались на железнодорожной станции Дарница. Оттуда их отправили под г. Горький (Нижний Новгород) в Гороховецкие лагеря возле деревень Мурино и Ильино. Здесь впервые за долгие месяцы бойцы побывали в бане, получили свежее обмундирование. Здесь же нашло Владимира Ивановича письмо из дома. В октябре 1943 г. умер младший брат Виктор 1927 г.р. Он, как многие подростки того времени, работал на нашем заводе по производству ППШ. Известно, что при скудном питании рабочие работали по 12-15 часов. Виктор умер от болезни и истощения.
Старший брат Владимира Ивановича Петр в звании старшего лейтенанта, летом того же 1943 г., под Курском получил смертельное ранение. Умер в госпитале. Похоронен в деревне Подсоборовка Понырского района Курской области, оттуда и пришло в Вятские Поляны письмо с печальным известием. Владимир Иванович очень сожалеет, что так и не удалось ему побывать на могиле своего брата. Там, в Курске на памятнике, посвященном бойцам-освободителям, среди имен павших значится и имя Власова Петра Ивановича. Немного курской земли с этой могилы привезли Владимиру Ивановичу добрые знакомые.
Таким образом, очевидно, что из семьи Власовых вклад в победу был очень весомый: две жизни отдано за нее.
А боевой путь самого Владимира Ивановича лежал дальше в Белоруссию, а из нее — в Восточную Пруссию.
В Гороховце он получил новую машину — американскую «Шевроле» и новое орудие – на этот раз противотанковая пушка 57-миллеметрового калибра. Здесь же 289-й и два других полка объединились в истребительно-противотанковую артиллерийскую бригаду № 27 (ИПТАБр -27). Образовалась, по словам Владимира i4вановича, сильнейшая бригада, получили пополнение, среди которого было даже около 50 девушек связисты, радисты, санинструкторы, даже шоферы. Но Владимир i4вановнч объяснил, что девушек к машинам старались не допускать — берегли, уж больно жаль было видеть, как гибнут девчата – особенно девчата, а не мужчины.
И в мае 1944г. бригада выехала на 2-й Белорусский фронт (командующий генерал Захаров). Готовилась операция Багратион». Прибыли на белорусскую станцию Кричев. Разгружались под бомбежкой – прямо под огнем противника на машинах с орудием съезжали на платформу станции и сразу к переднему краю.
23 июня в самом начале Белорусской операции было очень сложное форсирование небольшой речки Прони. За это форсирование вся бригада
№ 27 получила благодарность от И.В. Сталина. Это была большая награда.
В июле Владимиру Ивановичу снова пришлось переплавляться через Днепр, на этот раз в его верховьях. Бригада № 27 участвовала в освобождении Могилева и вышла к Неману, который Владимиру Ивановичу пришлось форсировать много раз на своем автомобиле: доставлял сообщения, различные сведения, оружие, боеприпасы, раненых.
29 августа 1944 г. завершилась Белорусская наступательная операция Красной Армии. Войска 2-го Белорусского фронта вышли к границам Польши и Восточной Пруссии.
4. Восточная Пруссия
Вступление в Восточную Пруссию части, где воевал В.И. Власов, было очень сложным. Советские полки стремительно ворвались в г. Августов, но немцы быстро накрыли их с воздуха и окружили со всех сторон. Был открыт мощный огонь. Здесь Владимир Иванович получил серьезное осколочное ранение в затылочную часть головы, а взрывной волной его отбросило и так сильно ударило о дерево, что более чем на месяц у него отнялись ноги.
Оказался Владимир Иванович в госпитале в г. Гродно, только оттуда, не дожидаясь полного его выздоровления, «похитили» товарищи Владимира Ивановича к себе в полк, где в полковой «летучке» и наступило восстановление здоровья. С осени полк занял оборонительную позицию.
Наступление в Восточной Пруссии, как известно, советское командование планировало начать 20 января 1945 г. Но прижатые в Арденнах англо-американские войска обратились с просьбой ускорить наступление. И оно началось 12 января.
В течение января войска 3-го и 2-го Белорусского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом прорвали сильно укрепленные оборонительные полосы врага в Восточной Пруссии и окружили крупную группировку его войск. К концу месяца часть этих сил была уничтожена.
Полк Владимира Ивановича в составе 2-го Белорусского фронта, которым теперь командовал К.К. Рокоссовский, участвовал в этих боях и, когда перешли в наступление в Польше, освобождал Варшаву (17.01 .1945 г. освобождение Варшавы), в боях за которую вместе с частями Красной Армии самоотверженно сражались воины 1-й Польской армии. В.И. Власов получил медаль «За освобождение Варшавы». После освобождения польских портовых городов Гданьск, Гдыня 289-й полк стал называться Гдынским в знак благодарности от Сталина — а вся 27-я бригада — стала именоваться Краснознаменной. Польское народное правительство представило полк за освобождение этих территорий к польской награде «Грюнвальдский крест». Представлен к ней был и наш В.И. Власов, но «Грюнвальдский крест» за освобождение Польши он так и не получил. Как ему объяснили уже после войны нужно было делать запрос в посольство Польши. Но Владимир Иванович человек скромный, и искать эту награду не стал. Возможно, администрации и военкомату нашего города это необходимо сделать.
После Польши Владимир Иванович Власов все в том же 289-м полку воевал в Германии: форсировал Вислу, участвовал в боях за Штеттинг. Здесь был представлен ко второй медали «За отвагу» (которую также пока не получил — награда ищет героя), получил медаль «За боевые заслуги». Следующей наградой стал орден Красной Звезды за форсирование Одера. Потом заняли город Витшток севернее Берлина.
В.И. Власов участвовал и в заключительной Берлинской операции:
Трем фронтам: 1-му Белорусскому (командующий маршал Г.К. Жуков), 2-му Белорусскому (командующий маршал К.К.Рокоссовский) и 1-му Украинскому (командующий маршал И.С. Конев) фронтам было поручено провести эту операцию. Штурм Берлина начался 16 апреля. И хотя 27-я бригада Владимира Ивановича непосредственно в боях за Берлин не участвовала, а прорывала немецкий фронт севернее столицы, помогая теснее сомкнуть кольцо вокруг нее, члены всей 27-й бригады были представлены к медали «За взятие Берлина». Но так уж получилось, что и этой награды у Владимира Ивановича нет, видно, затерялась фамилия Власов в наградных списках. Но это не уменьшает его воинский вклад в дело Победы. Он свой долг выполнил перед Родиной сполна.
В последние месяцы войны Владимир Иванович водил машину «Додж – 3/4», был водителем при управлении полка, работал на разведку, возил пленных, раненых, участвовал в поимке немецких шпионов. Но самой конечно, памятной стала встреча с американцами на р. Эльбе, которая произошла в начале мая. Война для Владимира Ивановича закончилась в небольшом городке Пархиме, где 8 мая узнали о капитуляции Германии. А 9 мая уже играли в футбол. «Ведь я же прирожденный вратарь!» – сказал Владимир Иванович.
Демобилизовался В.И. Власов в 1949 г. Вернулся в г. Вятские Поляны в апреле. 1-е лето работал физруком в пионерлагере за Вяткой. А с сентября стал учителем физкультуры и начальной военной подготовки в родной железнодорожной школе № 20 и… учеником 10 класса в вечерней школе. Потом поступил в Ижевский педагогический институт на факультет истории, который закончил в 1955 году.
Много было разных предложений после войны Владимиру Ивановичу:
пост 1-го секретаря горкома комсомола, работа в КГБ, предлагали стать директором средней школы № 3, стать директором в Красноуфимской средней школе в Подмосковье — никуда не согласился Владимир Иванович. Закончил заочно исторический факультет Ижевского пединститута в 1955 г. и до 1998 г. работал учителем истории. Как говорит Владимир Иванович: «Был рядовым в армии, рядовым остался в школе, и сейчас остаюсь рядовым».
5.Дома
В 1949 году как начал работать в родной школе № 20, а затем №73, преподавателем физкультуры, военного дела и истории, так и продолжал работать до пенсии, на которую вышел в 1985 года.
Член КПСС …. Постоянно избирался секретарём школьной парторганизации или председателем профкома. За период ведения классного руководства сделал 20 выпусков, первый из которых в 1954 году.
Устраивал работу летних лагерей, спортивных секций, организовывал походы, поездки по городам-героям, учил детей ходить на лыжах, плавать, стрелять, играть в баскетбол, футбол, волейбол, придумывать спортивные акробатические пирамиды и т. д.
С 1985 по 1995 год работал наладчиком путевых механизмов на ПЧ-22, т. е. компрессорщиком. В 1995 году по просьбе администрации школы, теперь уже №5, вернулся работать учителем, где проработал до декабря 1997 года, после чего вышел на заслуженный отдых.
Педагогический стаж составил 37,5 лет. Общий стаж 55 лет, считая службу в армии.
Награды: медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», орден Красной звезды, орден Отечественной войны 2 степени, благодарности от И.В Сталина, медаль «Ветеран труда», медаль к 100-летию В.И Ленина и множество других.






